Париж − 24 февраля российское космическое агентство Роскосмос объявило, что остается на Международной космической станции до 2024 года, после чего планирует вывести российские модули и сформировать собственную станцию на околоземной орбите.

Данное заявление было сделано после собрания научно-технического Совета под руководством Юрия Николаевича Коптева, главы управления по космическим полетам с экипажем и бывшего директора Федерального космического агентства в 90-е годы.

В заявлении не объясняется, каковы мотивы России для создания собственной космической станции помимо амбиций обеспечить «безопасный выход в космос».

НАСА является главным подрядчиком МКС, отвечающим за техническое оснащение, а Россия играет роль первой скрипки, обеспечивая не только собственные модули, но и осуществляя транспортировку экипажа на станцию, орбиты которой располагаются на высоте 400 километров.

Американские и российские власти утверждают, что осуществление ежедневной деятельности в рамках проекта МКС в течение прошлого года продолжалось, невзирая на санкции Запада по отношению к России из-за войны в Украине. Руководство НАСА и Роскосмоса ведут постоянные дискуссии относительно будущей стратегии работы станции.

НАСА и Роскосмос предварительно заключили, что текущая станция может прослужить до 2028 года или около того, после этого аппаратное оборудование будет считаться изношенным, а высокие эксплуатационные расходы говорят в пользу их увода с целевой орбиты.

Будет ли продолжена деятельность до 2028 года в случае, если Россия выведет свои модули еще пока неясно.

НАСА заявляет о намерении поддержать деятельность проекта как минимум до 2024 года. В настоящий момент, ни одна из стран партнеров − Европа, Япония и Канада − не высказали своего решения по этому вопросу, и до 24 февраля Россия также молчала.

Согласно заявлению России, в план развития космической стратегии до 2030 года помимо строительства собственной орбитальной станции включена подготовка экипажа для полета на Луну.

Коптев отметил, что эта стратегия была единодушно поддержана в России, хотя в нее еще будут вноситься изменения, основанные на размере доступного финансирования и других вопросах, которые могут возникнуть в следующие десять лет.

«Идея заключается в использовании ISSU до 2024, а далее в создании российской космической станции, основанной на модулях независимых от ISS», говорится в заявлении. «Россия планирует изучение Луны при помощи как беспилотного космического корабля на лунной орбите, так и на поверхности естественного спутника Земли во время пилотируемых полетов, которые будут осуществляться ориентировочно в 2030 году».

Германия самый крупный партнер МКС из европейских стран. Йоханн-Дитрих Вернер, председатель воздушно-космического центра Германии, который предположительно станет генеральным директором Европейского агентства космических исследований в июле, выразил желание сотрудничать с Роскосмосом до 2024 года.

«Я очень рад заявлению России и, надеюсь, Европа воспользуется возможностью деятельности на ISS после 2020 года», написал Вернер в электронном сообщении. «Космос может стать и есть в данный момент мостиком для взаимодействия даже в такой сложной политической обстановке».

Вернер отметил, что планы России по созданию собственной космической станции и выводу модулей с текущей ISS, можно рассматривать двояко.

«Полон или пуст стакан наполовину? Согласно предыдущему заявлению Роскосмоса, Россия прекратит деятельность на МКС в 2020. Последнее заявление продляет срок, и соответствует планам НАСА. В любом случае необходимо начать дискуссию о пост-ISS планах».

Один из членов европейского правительства, имеющий большой опыт работы с Россией заметил, что партнеры по МКС не должны серьезно опасаться планов Роскосмоса.

«Принимая во внимание состояние российской экономики, санкции западных стран и стоимость нефти более чем наполовину ниже необходимой для поддержания нормального уровня бюджета страны, Россия не сможет позволить себе выйти из проекта сейчас и работать в этом направлении самостоятельно. Государству не хватит финансов».

«Но, тем не менее, Россия хочет показать свою независимость вопреки западным санкциям», говорит вышеупомянутый государственный деятель. «Но не следует забывать, что мы говорим о планах на десятилетие вперед. Возможно, сложные политические взаимоотношения урегулируются к тому времени».