Россия переориентируется на Китай под давлением или #Санкции во благо. С того момента, как западные страны ввели экономические санкции против России в прошлом году, поиск альтернативных инвесторов и рынков стал политическим приоритетом для президента Владимира Путина. В результате переориентация на Китай, которая поначалу казалась лишь показным жестом, все же происходит на самом деле. Китай стал одним из крупнейших источников финансирования и инвестиций для российской экономики. Доля Китая в торговле с Россией также увеличивается.

В прошлом году объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил лишь 21 миллиард долларов по сравнению с 69,2 миллиардами долларов в 2013 году. Большая часть этих средств поступила из таких офшорных зон, как Кипр, Багамские острова и Британские Виргинские острова. Среди источников, не являющихся офшорными, Китай с его прямыми инвестициями в размере 1,3 миллиарда долларов занимает второе место после Франции. Это довольно небольшая сумма, но в тоже время знак перемен –за предыдущие годы объем прямых инвестиций из Китая не превышал 450 миллионов долларов.

Вместе с этим кредитные средства из Китая стали крупнейшим источником финансирования российской экономики в прошлом году. По данным Центробанка предприятия нефинансового сектора и физические лица получили кредиты из Китая в размере 11,6 миллиардов долларов. Вторым источником кредитования был Кипр, а точнее российские компании, работающие на Кипре – объем поступивших заёмных средств составил 3,4 миллиардов долларов.

Эти цифры показывают совершенно иную картину по сравнению с ситуацией двухлетней давности. В 2013 году Великобритания занимала лидирующую позицию по предоставлению России заёмных средств — 23 миллиарда долларов, в то время как объем заёмных средств из Китая составил лишь 7,5 миллиардов долларов.

В этом году, вероятно, ожидается еще один скачок кредитных поступлений из Китая благодаря недавнему соглашению между правительствами стран, позволяющему российским компаниям получать кредиты в китайских банках на сумму 25 миллиардов долларов под гарантии правительства России. Большая часть этих средств предназначена для российских нефтяных компаний, в первую очередь для контролируемой государством «Роснефти», которая из-за западных санкций была вынуждена обратиться к правительству с просьбой о выделении помощи из средств резервного фонда.

В мае Россия поставляла в Китай по 930 тысяч баррелей нефти в сутки, впервые за долгое время обогнав на этом рынке Саудовскую Аравию. Хотя основы для увеличения доли на этом рынке были заложены еще до того, как Запад стал предпринимать попытки изолировать Россию, если бы не изменившиеся условия кредитования, «Роснефть» вряд ли бы проявила желание поставлять нефть в Китай в таких объемах.

Объемы российско-китайского товарооборота сократились на фоне падения российской экономики, но это падение не было таким заметным по сравнению с другими торговыми партнерами — отчасти за счет увеличения объемов поставок нефти в Китай.

Инфраструктура – это ещё одна сфера экономики России, для которой необходимы финансирование и технологии со стороны Китая. В этом месяце китайская государственная компания ChinaRailwayGroup заключила контракт с ОАО «РЖД» о проектировании высокоскоростной железной магистрали «Москва-Казань». Далее Россия собирается продлить эту скоростную железную дорогу до Пекина и тем самым сократить время поездки между столицами двух государств с семи дней до сорока восьми часов. В прежние времена этот контракт, скорее всего, отдали бы миллиардерам из числа друзей Путина. Однако сейчас потребность в финансировании, которое подрядчикам предоставит Китай, важнее даже их интересов.

Российские власти согласились на сделки с Китаем, которые до введения санкций были бы просто немыслимы. В одном из регионов на Дальнем Востоке недавно подписали предварительное соглашение о предоставлении в аренду одной из китайских компаний 150 тысяч гектаров пустующих земель. Это вызвало широкий резонанс в российской прессе и социальных сетях: россияне всегда опасались пускать Китай на обширные территории Сибири, полагая, что если туда приедут китайские рабочие, то они уже никогда не уедут, и Сибирь с Дальним Востоком превратятся в колонии.

Было бы ошибочным расценивать поворот России в сторону Китая лишь как показательную кампанию с целью убедить россиян в том, что их страна может обойтись и без Запада. Россия – это огромный корабль и развернуть его в противоположном направлении — дело небыстрое, однако тенденция в направлении экономического сближения с Китаем действительно существует. И в этом плане санкции пошли России на пользу. Они подтолкнули руководство страны ускорить необходимый процесс диверсификации рынка и уделить больше внимания огромным и недостаточно развитым регионам на востоке страны.