Многие знают, что в 2002 году Аблай Мырзахметов был осужден за уголовные преступления. Причем были они самого что ни на есть государственного профиля — он был осужден по статьям о казнокрадстве. Его судили в Верховном суде и приговорили к пяти годам условно, конфискации имущества и выплате штрафа в более чем миллиард тенге. Приговор этот не подлежал обжалованию и не может быть отменен.
Фактически, преступная деятельность Мырзахметова Аблая Исабековича по грабежу железной дороги началась еще в 1997, когда он стал первым заместителем генерального директора КЖД. Схема хищений, которую практиковал Аблай Исабекович была наивна и эффективна. Будучи министром транспорта он создал сеть подставных фирм, которым КЖД оказалась должна кучу денег — за услуги, поставленные товары, выполненные работы и прочее. Деньги сливались через конвертационные центры и переводились в доллары. Часть их них уходила за пределы страны через банки Мухтара Аблязова — он сейчас борется за «демократию и против коррупции» издалека. Доказанный общий ущерб к 2002 году составил 3,3 миллиарда тенге.
Тем не менее для организатора банды процесс закончился благополучно. Аблай Мырзахметов получил пять лет условно и миллиард с лишним остался должным государству. На вынесенный приговор явно повлияли родственные, дружеские и финансовые связи министра. Ему было запрещено два года занимать государственные должности. На самом деле приговор стал еще мягче: только три года были условно-испытательными, а два ему простили.
Его не взяли бы грузчиком на заводик по производству комбикорма. И до звания стрелочника на КЖД он не дослужился бы. Но его охотно взяли в политбюро правящей партии Казахстана, в доверенные лица президента Токаева на выборах и в управлении крупнейшим квази-общественным объединением Нур Отан. Сейчас мы покажем, что членство Аблая Исабековича Мырзахметова в Нур Отан было достигнуто обманным путем, а дальнейшее пребывание его там — недопустимо. Исключительно, что самое важное — на основании документов самой партии Елбасы.
Устав партии Нур-Отан предусматривает исключение из рядов партии в соответствии со статьей 3.6 членов, в отношении которых замечено следующее:
1 — вступление в законную силу обвинительного приговора суда за совершение преступления либо уголовного проступка;
2 — cовершение коррупционного правонарушения;
Кстати, сколько съездов уж прошло, а Нур-Отан так и не научился писать программные документы. Мало того, что статья 3.6 должна быть разделена на две части, но и пункты 1 и 2 данного положения дублируют друг друга. По крайней мере, логично считать, что совершение коррупционного правонарушение должно приводить к обвинительному приговору суда. Но тут пункты разделены. Почему — Аблай их знает.
Таким образом, Аблай Мырзахметов не может состоять в Нур-Отане, не может быть членом политического совета и одним из высших функционеров Казахстана. Лидер партии, Нурсултан Назарбаев, в конечном счете его сам снимал с должности перед передачей дело в суд. Что-то нелогичное в этой ситуации, неправда ли?