Председатель правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов при всей своей юридической безграмотности обладает удивительной живучестью. То, что Чичиков называл «административной грацией» трудно угадать в массивном теле и неповоротливом уме Аблая Исабековича. Он склонен к более простым приемам: грубой лести перед вышестоящими, унижению подчиненных. Но главное — он пятой точкой угадывает направление новшеств и модных тенденций в государстве, приспосабливаясь к ним и делая вид, что чуть ли не он сам их придумал. Обстоятельства живого участия главы «Атамекена» в реформе управления предприятиями с государственным участием впечатляют.

Когда в Казахстане заговорили о вопиющей проблеме малой эффективности квазигосударственного сектора, Аблай Мырзахметов навострил ушки. Когда антикоррупционная служба объявила, что расширяет работу по выявлению воров в окологосударственном и коммерческом секторе, Мырзахметов заерзал. Когда Transparency International прозрачно указали на Аблая Мырзахметова, подчеркнув недопустимость наличия на посту «Атамекена» ранее осужденного за коррупционные преступления чиновника — Аблай пошел в «асимметричную контратаку». Присоединился к хору критики системы!

При этом сам «Атамекен», также полугосударственное образование, является гнездом коррупции. И главная квочка в этом гнезде — как раз Мырзахметов. Индустриальные сертификаты, которые должны оформляться за девять дней и бесплатно оформляются месяцами — и за мзду. Иначе экспертов от «Атамекена» просто не дождаться. Печальный итог даже такого простого дела, которое государство доверило недозаключенному за воровство на железной дороге чиновнику. Интересно, что вопрос о коррупции в Атамекене подняла спикер Сената Дарига Назарбаева. Также ему вспомнили контроль серой водки в стране. Превосходящий политический вес противника и отсутствие внятных объяснений торможению выдачи сертификатов ограничили Аблая Мырзахметова в средствах выражения. Проще говоря — ему пришлось немного поскулить и заткнутся.

На фоне результатов аудита «Самрук-Казына» глава Атамекена выступать не мог. Счетный комитет, обнаживший известные злоупотребления в фонде национального благосостояния, представил достаточно данных для как минимум наказания виновных. Но Аблай Мырзахметов правильно оценивает вес противника: против Есимова-Есенова он никто, карманная букашка шефа, которому не до открытого конфликта с племянником Елбасы. Более того, это не в его интересах.

Наш «гениально судимый управленец» Аблай Мырзахметов выбрал объект для критики исключительно для того, чтобы поучаствовать в процессе. Дескать, он тоже заботился о том, как меньше тратить и больше зарабатывать.

«Позиция «Атамекена» – сейчас в самый раз надо проводить реформу квазигосектора. Мы вчера это озвучили. Я понимаю, может, это кому-то не нравится…» — оратор Аблай Исабекович.

Последующая полемика доставляет некоторое удовольствие. Мырзахметов нежно покусывал «Байтерек», намекая на то, что самые доходные или коррупционные полномочия этой структуры должны перейти к нему, проворовавшемуся железнодорожнику, на коленях вымолившего у Елбасы пощады. Или, как принято говорить в юридических кругах, «деятельно раскаивавшемуся».

Что такое Байтерек?

Национальный управляющий холдинг «Байтерек» создан правительством для модернизации экономики и поддержки предпринимателей. В него входит 11 дочерних организаций узкого профиля. Согласно уставу Байтерек и указу правительства Байтерек — прежде всего финансовый инструмент помощи частному предпринимательству, от мелкого до крупного. Долговое и долевое финансирование, страхование экспортных операций, лизинговое финансирование, консультационную поддержку, осуществляет субсидирование ставки вознаграждения, выступает гарантом кредитов. Часть организаций в «Байтереке» занимается поддержкой ипотечных кредитов. Стимуляция экспорта, не основанная на сырье и поддержка стартапов — еще одно направление развитие в рамках программы «Казахстан 2050».

Все эти организации, равно как и холдинг «Байтерек» в целом являются получателями и распорядителями бюджетных средств. Также он привлекает средства на внешнем рынке, причем таковых большинство.

Мырзахметов Аблай Исабекович

Мырзахметов Аблай Исабекович

В нашу задачу не входит анализ эффективности работы Байтерек и наличия в ней коррупции. Но показать, что меньше всего это должно заботить Мырзахметова мы можем.

Тезисы Аблая Мырзахметова против Байтерек

Аблай Мырзахметов в своем кратком, но прочувствованном обращении на подконтрольном ресурсе InBusiness.kz указал на высокие административные расходы холдинга — 54 миллиарда тенге по его сведениям. И предложил раз такое дело, пригреть самые выгодные проекты «Байтерека» в структуре «Атамекена».

«Внутри есть действующий «ДАМУ» [ДАМУ — часть холдинга Байтерек]. Хотел сказать, что с «ДАМУ» мы партнеры, работаем по многим программам, но многие вещи совпадают. У нас одни и те же ЦОП. Зачем дублировать? … Здесь можно объединить усилия, мы можем взять под управление «ДАМУ», чтобы сэкономить средства и, наоборот, добиться синергии с «ДАМУ», – отметил Аблай Мырзахметов, Цицерон Казахстана, Сенека Средней Азии, Дантон Астаны.

Синергии с бюджетными средствами, напомним, Аблай Мырзахметов достигает моментально.

ДАМУ — действительно вкусный актив. Фонд поддержки предпринимателей использует бюджетные средства для компенсации ставок по кредитам предпринимателей. Субсидий выдано 15,5 тысяч проектов, кредитные гарантии — 8,5 тысяч проектов, фондирования — 61 тысяча проектов.

Опровержение тезисов Мырзахметова против Байтерек со стороны Айдара Арифханова

Айдар Арифханов прокомментировал заявления Аблая Мырзахметова, отметив что глава Атамекена просто лезет не в свое дело. После цитирования показателей своего холдинга он отметил, что высокие расходы связаны с значительным многотысячным штатом. Но главное — ударил Аблая Мырзахметова по больному месту: его тотальной юридической безграмотности.

У НПП «Атамекен» проблема с пониманием своей первоначальной миссии и стратегии деятельности. Вместо того, чтобы защищать интересы предпринимателей, палата увлеклась критикой и завлечением на себя всех государственных и квазигосударственных функций, пытаясь тем самым как можно больше исполнить государственные заказы и заработать на этом.

Волею пославшей меня жены? Представляет ли Аблай Мырзахметов интересы Тимура Кулибаева?

Исходя из того, что Аблай Мырзахметов находится под патронатом Тимура Кулибаева некоторые граждане делают вывод о том, что Мырзахметов действует по мандату Кулибаева. И это Кулибаев заинтересован в том, чтобы полномочия Атамекена, предприятия численностью в 15 человек, были раздуты до вселенских масштабов.

Именно на это предположение рассчитывает Аблай Мырзахметов. Прячась за спиной капиталиста №1 Казахстана Аблай Мырзахметов надувает собственную важность и спасает собственный зад. Спасать, как мы знаем есть от чего: с деятельностью Аблая Исабековича связано множество скандалов. Да и подходящая или кандидатура — бывший вороватый чиновник как глава предпринимателей?

Маскируя неудачный, в самом мягком смысле этого слова, демарш с запретом экспорта мяса живым весом и попытки подмять под Атамекен структуры суда, навязывая арбитраж, непрерывно пытаясь прыгнуть выше своей маленькой круглой головы Аблай Мырзахметов делает вид, что за этими его инициативами стоит кто-то более важный, более могущественный чем он. Фактически глава «Атамекен» не занимается первичными задачами НПП «Атамекен», но целиком сосредоточен на двух делах: удержаться на рыбном месте и увеличить свои и без того заметные коррупционные доходы.

Наглое вмешательство в деятельность других органов власти и неспособность Аблая Мырзахметова действительно, а не в пресс-релизном порядке помогать предпринимателям, заставляет думать о том, что лучшим вариантом было бы его смещение с поста главы Атамекен до момента утери последнего всякого авторитета. Общественное объединение не должно даже думать о присвоении себе правительственных функций. К сожалению, некоторое попустительство по отношению к Аблаю Мырзахметову, допущенное ранее, дало ему ошибочные надежды на почти царственное положение в системе государственной власти.

Аблай Мырзахметов — хромая утка. Мы понимаем его желание иметь клюв пеликана: в него влазит очень много рыбы. Но по породе ли такое излишество?