Не так давно в СМИ появились достаточно интересные сообщения о разбазаривании средств холдингом «Вертолеты России», входящем в государственную корпорацию «РОСТЕХ». Автор одного из материалов по этой теме, Семен Калинин, проанализировав данные госзакупок, наглядно показал, как «эффективные менеджеры» от вертолетостроения, пользуясь полной бесконтрольностью, используют бюджетные деньги, направленные для создания вертолетной техники.


Фото: «Морковка»

Но, конечно же, фактора «бесконтрольности» работникам холдинга для подобных трат явно недостаточно. В этом важно «высочайшее указание». Как же это все происходит?

В конце прошлого года министр промышленности Денис Мантуров дал интервью, в котором рассказал о существовании своеобразного тандема. В этот тандем входят он и глава государственной корпорации «РОСТЕХ» Сергей Чемезов. Пример работы тандема можно рассмотреть на примере недавнего предложения главы Минпромторга по использованию бюджетных средств при замене российского парка вертолетов Ми-8.

В частности, речь идет о том, что вопрос замены отечественного парка вертолетов активно муссируется уже более шести месяцев. Сначала с идеей выступил труженик ГК «РОСТЕХ» Анатолий Сердюков. СМИ, проанализировав эту ситуацию, пришли к выводу, что эта инициатива вызвана развалом, который случился благодаря стараниям нынешних отраслевых управленцев. О проблеме с загрузкой сборочных заводов уже неоднократно говорилось. Впервые о ней сказал в 2016 году нынешний директор АО «Рособоронэкспорт» Александр Михеев.

Торгово-промышленный министр неспроста взялся решать эту проблему, ведь все «преобразования» в отрасли, которые, по мнению многих, привели к ее фактическому развалу, были инициированы именно им при поддержке Сергея Чемезова.

Убеждая своего предшественника Виктора Христенко в необходимости создания вертолетного холдинга, в 2005 году Денис Мантуров, судя по всему, нарисовал очень радужные перспективы. Если следовать обещаниям министра, то проблем в отрасли не должно было быть как минимум до 2040 года. Но сегодня вполне можно сказать о том, что чиновник явно фантазировал. Возможно, радужные перспективы он рисовал исключительно для того, чтобы получить бразды правления целой отраслью.

Интересно и то, что об интересе к вертолету Ми-171А1 заговорили только в 2017 году, тогда как о массовой продаже его пока нет никакой информации. Про вертолеты Ми-171МН и Ми-173 вообще никто ничего не слышал, также как и о реализации Ми-382 и Ми-383. Не так давно вспомнилось и то, что  серийное производство Ми-382 обещали начать только в 2013 году. И это притом, что к 2013 году он должен был продаваться уже три года.

Стоит отметить, что базовая модель Ми-38 тоже особо не продается. Чтобы хоть как-то оживить продажи, придумали впихнуть этот вертолет военным, опять же в счет бюджета.

СМИ пишут о том, что контракт на два вертолета Ми-38 с поставкой до конца 2019 года МО РФ подписало в 2017 году. Но тут опять интересный момент – по «планам Мантурова» к 2017 году этот вертолет должен был продаваться как минимум семь лет!

Нет никаких данных и о продажах вертолета «Актай», тогда как о вертолетах  «Ансаты» стало известно, что под них придумали бюджетную программу по санитарной авиации. Но ведь экспорта-то фактически нет.

В 2005 году в пресс-релизе АО «ОПК Оборонпром» было объявлено о создании вертолетного холдинга. При этом, по словам Андрея Шибитова, вся эта кооперация была направлена на повышение конкурентоспособности отечественных  предприятий, прежде всего на мировом рынке, снижение издержек производства техники на внутреннем рынке. Из этих слов понятно, что холдинг образовывался под лозунгом «все на экспорт!» Но через 14 лет стало понятно, что дело стоит на месте, на внешнем рынке полный провал. По данным СМИ, согласно рейтингу Airbus Helicopters, доля российского холдинга «Вертолеты России» на мировом рынке вертолетов гражданского и государственного назначения вместимостью более пяти посадочных мест снизилась на 1 п., до 10%». О каких активных продажах может идти речь? Вывод можно сделать только такой: АО «Вертолеты России» умудрилось растерять даже то, что отрасль создала самостоятельно без всяких мантуровских «консолидаций». Если же говорить об издержках, то тут, судя по всему, их не только не снизили, но и в разы увеличили. 

Больше всех, тогда в Жуковском, похоже, «замечтался» генконструктор АО «МВЗ им. М. Л. Миля» Алексей Самусенко, который предположил, что будет создана машина класса Ми-4. Стоит отметить, что программа модернизации Ми-2 действительно была успешно решена. Но не российским холдингом, а украинским моторостроительным предприятием «Мотор Сич». Недавний скандал с финансированием юбилея Аллы Пугачевой показал, куда на самом деле вкладываются средства руководителями этой управляющей компании.

Есть предположение, что в тандеме Мантурова и Чемезова есть некий Остап Бендер, который не задает много вопросов и в точности выполняет указания. Этим человеком может быть нынешний генеральный директор Андрей Богинский. Он далек от авиации, но за денежное вознаграждение порядка 4 миллионов рублей в месяц готов выполнять чуть ли не любое распоряжение членов «тандема».

Не успел Мантуров заявить о мерах господдержки обновления вертолетного парка, как Андрей Богинский заявил, что у холдинга уже существуют сценарии замены устаревшей техники. Каждый из этих сценариев по-своему интересный.

СМИ, ссылаясь на Минпромторг, отмечают, что в России с 2017 года уже заработал механизм поддержки лизинговых компаний, путем предоставления субсидий по кредитам. При этом с 2018 года был запущен механизм развития системы послепродажного обслуживания вертолетов отечественного производства через компенсацию затрат производителя на закупку и передачу эксплуатантам запасных частей, средства наземного обслуживания, а также на формирование сервисных центров. Мантуров же заявил, что, по его мнению, стоит задуматься над повышением стоимости летного часа вертолетных работ до среднемирового уровня, что сделает перевозки более рентабельными. Все это может говорить лишь о том, что мероприятия неплохо отразятся на доходах тандема.

Можно сделать вывод, что интересы тандема заключаются в том, чтобы загрузить предприятия холдинга, а решаться это все будет с учетом административного ресурса за счет бюджетных манипуляций на внутреннем рынке.