В последнее время только и слышно, что о финансовых рекордах НЛМК Владимира Лисина. Но, несмотря на это, желающих вести с ним дела с каждым днем становится все меньше. Почему активы Лисина приобретают «токсичные» оттенки в Европе и России?


Фото: «Морковка»

По данным СМИ, «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК), который через офшор Fletcher Group Holdings Limited контролирует миллиардер Владимир Лисин, отчитался о прибыли в 2,2 миллиарда долларов за 2018 год. И все же будущее Лисина безоблачным не назовешь: велика вероятность падения не только спроса на сталь, но и доверия партнеров. Аналитики заговорили о целом «кладбище скелетов» в шкафу Лисина.

В одном из своих интервью Лисин заявил, что «элемент везения» в его жизни был всегда. Но СМИ не согласны с этим высказыванием и пишут, что свой бизнес бизнесмен построил скорее благодаря поддержке «воровского фарта», а не обывательского везения. При этом есть предположение, что средства на покупку значительной части своих акций НЛМК Лисин получал от людей, которые в своей деятельности чаще использовали арматуру и паяльники, а не прокатные станы.

В частности, речь идет об «измайловской» ОПГ и ее лидере Антоне Малевском. Напомним, Малевский погиб в 2001 году, неудачно прыгнув в ЮАР с парашютом. Да, для него этот прыжок был неудачным, а вот для Лисина и ряда других металлургических олигархов – наоборот. Удивительно, что Малевский вообще дожил до 2001 года. СМИ писали, что Лисина также хотели убить. Из этого напрашивается вывод, что именно Малевский и еще кое-кто из «измайловских» превратили Лисина в миллиардера. 

Есть предположение, что Лисина, как и Олега Дерипаску, «заказал» некий «авторитетный предприниматель» Татарин. Но в последний момент он дал гранатометчикам, которые готовились взорвать машину Лисина и Дерипаски, отбой.

Также ходят слухи, что Лисин заработал свои первые деньги на советском Карагандинском металлургическом комбинате, которому разрешили вывозить некондиционную продукцию за границу через советско-швейцарское СП «ТСК-Стил». Но по-настоящему Лисин развернулся после того, как занялся толлингом с братьями Олегом и Львом Черными. Вся прибыль, а также невыплаченные налоги оседали в компаниях-поставщиках. По сути, шел прямой вывод тогда еще народного богатства за границу. По версии СМИ, Лисин не только знал об этой схеме, но и активно в ней участвовал, ведя переговоры с чиновниками правительственного уровня, в частности Олегом Сосковцом.

Некоторые СМИ писали о том, что Лисин «повесил» на Николая Максимова уголовное дело и забрал себе его бизнес. Дело в том, что Максимов хотел продать часть своего бизнеса и сделал выбор в пользу Лисина и структур НЛМК. Конец оказался предсказуемым: Лисин купил 50 процентов и одну акцию «Макси-Групп» за 600 миллионов долларов. А затем обвинил Максимова в завышении стоимости компании и неисполнении обязательств по развитию «Макси-Групп», насчитав ущерба на 7 миллиардов рублей. Уголовные дела против Максимова тянутся и поныне, а Лисин заполучил «Макси-Групп».

Затем, насчитав 2 миллиарда якобы похищенных рублей, Лисин обвинил гендиректора ЗАО Концерн «Стальконструкция» Владимира Бирюкова и директора ЗАО «Трест Южстальконструкция» Руслана Омарова в воровстве. Но в этом случае речь шла о том, что виновен директор по капитальному строительству НЛМК Владимир Сизов, а Лисин совершенно не при делах.

Наряду с этим Лисин получил отличную возможность «прибрать к рукам» имущество подрядчиков.

В 2018 Федеральная антимонопольная служба оштрафовала «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» Лисина на 91 миллион рублей. По мнению антимонопольщиков, Лисин слишком рьяно устранял конкурентов, завышая при этом цены.

Возможно, Владимир Лисин просто не умеет эффективно вести бизнес, не нарушая законодательства?