Уже через несколько дней после официального банкротства банка «Открытие» коммерсанты Вадим Беляев и Борис Минц бежали из России, однако их дело продолжает существовать. Они, вместе со своими известными подельниками Гуцериевым и Александром Несисом вывели около миллиарда долларов на одних только операциях с активами Новотихвинского вагоностроительного завода (ОВК). Есть предположение, что господин Несис все-таки был в доле, тогда как у Гуриева есть большие обиды. Он заработал меньше всех, и его это не устраивает.


фото: «Морковка»

В СМИ не раз появлялись сообщения о том, что значительная часть средств Пенсионного фонда украдена у российских граждан. Впрочем, согласно официальной версии, это была «заморозка пенсионных накоплений». В частности, накоплений в негосударственных пенсионных фондах. Все деньги, которые якобы были «заморожены», пошли на удовлетворение желаний учредителей НПФ.

Держателей НПФ достаточно много, но самые известные из них – Минц, Беляев и Гуцериев. «Пенсионными» деньгами они не владели. Они ими только распоряжались, зато настолько умело, как могли. И чтобы все же прибрать эти деньги к рукам, они прибегали к достаточно нестандартным схемам. К одной из таких схем Минц и Беляев привлекли бизнес-партнера – Александра Несиса.

Этот момент широко комментировали СМИ, утверждая, что в воровстве под видом «заморозки пенсионных накоплений» замешан Несис, и он «один из главных». Суть мошеннической схемы заключалась в том, что негосударственные пенсионные фонды должны были выкупать активы по сильно завышенным ценам, а задача собственника заключалась в выплате откатов владельцам НПФ. В этой схеме и был задействован Новотихвинский Вагоностроительный Завод. И это неудивительно, ведь акции предприятия активно покупали НПФ Минца, Беляева и Гуцериева. И, конечно же, после приобретения акций, часть денег откатывалась.

Но Гуцериев хотел заработать дважды: и на покупке акций завода, и на их продаже. Продажу акций должен был оплатить завод, в частности его оставшиеся нынешние акционеры.  Эта схема была отличная, тем более главные ее участники от такого выкупа не могли пострадать. К слову, Несис уже на протяжении нескольких лет занимается продажей пакетов предприятия.

А кто же тогда акционеры завода? Да, да… те самые НПФ. Правда, их владельцы теперь живут в Лондоне, а средства из НПФ ловко и профессионально превратились в лондонскую недвижимость.

Самое интересное, что остальные исполнители схемы хищения денег – Несис и Гуцериев – так и живут в России, причем в центре Москвы. У закона к ним претензий нет.

К середине 2018 года структура собственности ОАО «Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» имела несколько иной вид, чем сейчас.

В частности, речь идет о том, что ПАО «Банк «ФК Открытие» принадлежит консолидированная косвенная доля, которая составляет чуть более 24 процентов капитала компании. Косвенное владение, по большему счету, наверное, для удобства отмывания денег осуществлялось через контролируемые финансовой организацией НПФ.

Все средства пенсионных накоплений находятся под управлением таких компаний как ООО «УК «Навигатор», ООО «Менеджмент-консалтинг» и ООО «Управляющая компания «КапиталЪ». Далее тоже интересно: более шестнадцати процентов акций этой компании принадлежит ООО «УК «Север ЭМ», тогда как доля ICT Group Ltd в акционерном капитале ОВК составляет почти десять процентов. Около восьми процентов акций компаний принадлежат АО «Открытие Холдинг», почти шесть процентов – ПАО  «САФМАР Финансовые инвестиции». Кажется, Александр Несис перестал быть главным акционером, в лидеры вышли НПФ и структуры, подконтрольные Минцу, Беляеву и Гуцериеву.

Можно сделать вывод, то акции покупались по высокой цене – в пределах 700 рублей за одну штуку, а сейчас цена упала почти в 2 раза. Больше всего от этого пострадали НПФ. Они приобрели актив, который стремительно обесценивается. Как считают эксперты, причина такого резкого падения стоимости акций заключается в том, что их курс был изначально завышен, причем, вероятнее всего, искусственно. У Несиса не было и нет возможности продавать вагоны государству по завешенным как минимум в 3 раза ценам. Тему откатов на закупках тоже не стоит упускать из виду.

Есть предположение, что идею с заходом на завод подкинул Несису Александр Мамут. В СМИ как-то появилась информация о том, что именно Мамут смог обеспечить Несису поддержку Минтранспорта и лобби в крупных транспортных компаниях.

Формулировка была придумана отличная: «инновационные вагоны». Казалось бы, какая в вагонах может быть инновация? Но идея сработала. Вагоны удавалось продавать компаниям, которые контролируются государством. Часть вагонов закупали частные перевозчики. Но тот же Лисин почему-то отказался от инновационных вагонов, его и обычные, «классические» вагоны устраивают. 

Отмечалось, что именно Несис контролировал значительную долю в ОВК через Группу ИСТ. Но, когда появилась информация о том, что НПФ смогут продавить нынешнюю «пенсионную реформу», было принято решение пойти на риск и сделать все возможное, чтобы не упустить денег. Именно тогда средства НПФ пошли на покупку сомнительных активов.

В 2015 году группа ИСТ начала сокращать долю в ОВК. Тогда же, если провести анализ, и началось то самое расхождение схемы. Начнем с того, что весной компания провела IPO на Московской бирже. Она разместила около 12 процентов акций на общую сумму около десяти миллиардов рублей. В ОВК от этой суммы поступило только 4 миллиарда. Еще часть акций, а именно на сумму 5 миллиардов рублей, группа ИСТ продала. Ранее сообщалось, что в IPO приняли участие более 50 инвесторов.

По итогам IPO оказалось, что крупнейшие пакеты скупили представители чешского фонда PPF, которые являются выходцами из Номос-банка. Другими словами, всех покупателей ОВК Несис знал не один год.

К концу 2016 года ИСТ начала сокращать долю в ОВК. В декабре речь шла уже о 49,98 процентах. В тот момент у Ronin Partners было 13,1 процентов компании, а еще 37 процентов приходилось на других акционеров. Об этом говорится в годовом отчете ОВК. Если верить этой информации,  в числе прочих акционеров значились пенсионные фонды, которые входят в группы «Будущее» Бориса Минца и «Открытие» Вадима Беляева. Они были владельцами акций ОВК на сумму 27,2 миллиарда рублей. Выходит, в общей сложности из НПФ под покупку акций было выведено почти 500 миллиардов долларов.

Продолжим. Доли в ОВК активно продавались, а тем временем сын Бориса Минца Игорь и представители «Открытия» попали в совет директоров вагоностроительной компании. Кроме акций ОВК, фонды за несколько месяцев (к концу 2015 года) скупили практически весь объем облигаций. Сумма покупки – более 30 миллиардов рублей. Все эти облигации были выпущены дочерней структурой компании «ОВК Финанс».

Так чем же таким интересным заманил Несис НПФ, если не фееричными откатами? Других вариантов просто и быть не может. Предварительные расчеты показывают, что общая сумма, которую Несис выкачал из НПФ, составляет более одного миллиарда долларов. Если обратить внимание на котировки акций, ОВК к этому моменту уже мог подешеветь как минимум в 2 раза. В итоге полученные деньги поровну разделили между всеми участниками схемы. Получается, Несис, Гуцериев, Беляев, Минц получили по 250 миллионов долларов. Это чистые деньги, они были получены в рамках «купли-продажи». Поэтому, вроде как, все законно. Но заплатили эти деньги вкладчики негосударственных пенсионных фондов.

В 2016-2017 годах ИСТ продолжила сокращать долю в ОВК. Но тогда среди акционеров компании появились новые «герои». Например, НПФ финансовой группы «Сафмар». Иногда акции доставались кредиторам ИСТ. Но речь шла исключительно о случаях, когда группа начинала продавать свои акции по сделке РЕПО (от англ. repurchase agreement, repo) с обязательством обратного выкупа. Но ИСТ и не думал выкупать свои акции, подтверждая сомнительность перспектив компании. К декабрю прошлого года около пятидесяти процентов акций компаний собрали «Сафмар», «Открытие» и «Будущее».

И тут назрел конфликт. Формальный поводом возник на экстренном собрании акционеров ОВК весной текущего года. Речь шла об одобрении нескольких сделок на крупные суммы. Рассматривая одну из них, было установлено, что все, кто не согласен с этой сделкой, могут предъявить акции компании к обратному выкупу по цене 797,19 рубля за бумагу. Многие промолчали, а Негосударственные пенсионные фонды группы «Сафмар» не согласились с этим и не стали голосовать за сделку. Но – и опять подвох –  совет директоров ОВК не утвердил выкуп акций у НПФ Гуцериевых. Представители ОВК обратились в суд, они хотели оспорить обратный выкуп, отметив, что сделки по поручительствам вообще не должны были выноситься на собрание акционеров.

По словам специалистов, главная причина, почему группа «Сафмар» отказалась от участия в этой сделке, заключалась в том, что Гуцериев, в отличие от Минца и Беляева, все еще хочет работать в России. Поэтому он и решил зафиксировать на своем НПФ убыток, достаточно большой, но все же не такой, какой показали НПФ Минца и Беляева. Либо господин Гуцериев не знаком с этой схемой и не знает, сколько реально денег на ней можно заработать.