Единая Россия с Дмитрием Медведевым во главе переживает не лучшие времена

Прошедшие 9 сентября выборы стали самыми проблемными для «Единой России» за последнее десятилетие. Как партия власти оказалась в ситуации, которую эксперты уже называют крахом, и сможет ли она через год хотя бы частично вернуть утраченные позиции, разбиралась «Наша Версия».

В четырёх регионах кандидатам-единороссам предстоит второй тур в борьбе за пост губернатора. В трёх субъектах Федерации партия власти проиграла выборы в законодательные собрания коммунистам. В нескольких региональных столицах «Единая Россия» потеряла большинство в городских думах, а в Якутске – пост мэра города.

По-хорошему, это провал. Впрочем, партийцы не унывают. Секретарь генерального совета «Единой России» Андрей Турчак заявил, что из 16 регионов, в которых прошли выборы законодательных собраний, в 13 партии удалось занять первое место. А в среднем в ходе прошедшего 9 сентября единого дня голосования «Единая Россия» набрала на выборах всех уровней более 60% голосов. Потому поводов для беспокойства нет. Вот только упомянутые Турчаком 60% – это, что называется, «средняя температура по больнице». А если приглядеться к деталям, картина для партии складывается совсем не радостная.

Виноватые на местах

После возвращения в 2012 году прямых губернаторских выборов второй тур понадобился лишь один раз – в 2015-м в Иркутской области, где коммунист Сергей Левченко одержал победу над действующим главой региона Сергеем Ерощенко, поддержанным «Единой Россией». В самой партии этот проигрыш сочли тогда неприятным эксцессом, что, в общем, было оправданно. Но прошло пять лет, и избиратели дали партии власти настоящий повод для горьких раздумий. Не только в Иркутской области, но и в ряде других регионов единороссам не удалось получить большинство в местных парламентах. По мнению политолога Александра Кынева, причиной стало недовольство населения пенсионной реформой, которую «Единая Россия» активно поддержала. «Мы давно предупреждали: рост протеста приведёт к тому, что люди начнут голосовать даже за слабых, не готовых к управлению кандидатов, просто потому, что власть не оставляет им другого выбора», – говорит политолог. Ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров, однако, полагает, что в каждом случае протестного голосования стоит искать виноватых на месте. «Вторые туры на губернаторских выборах в Приморье, Хакасии, Хабаровске и Владимире не случились бы, если бы кандидаты от партии власти трезво оценивали свои шансы и положение в регионе и вели бы кампании соответствующим образом», – считает он. Потому пенсионная реформа, по мнению Захарова, осложнила ситуацию для «Единой России», но списать на неё все огрехи не получится. Кстати, это косвенно подтвердил и секретарь генсовета партии Андрей Турчак, заявивший, что «есть территории, безусловно, по которым надо делать работу над ошибками».

Если так, то говорить впору о системной ошибке – выходит, партия, а точнее власть, даже не представляет, как в реальности относятся люди к её выдвиженцам, продолжая наделять их должностями. Так, эксперты называют огромной ошибкой выдвижение действующего губернатора Виктора Зимина на выборах главы Хакасии. В начале этого года Владимир Путин провёл часть своего отпуска в Хакасии, что многие истолковали как знак поддержки действующего губернатора. Однако рядовые граждане показали, что все властные интриги им побоку. Политолог, директор Центра гуманитарных исследований «Текущий момент» Сергей Комарицын напоминает, что против Зимина сыграли и коррупционные скандалы – «13 человек из его окружения либо уже сидят, либо находятся под следствием». В результате действующий губернатор уступил в первом туре своему сопернику, лидеру местных коммунистов Валентину Коновалову более 12%. В регионе уже пошли слухи о том, что Зимину могут посоветовать из Москвы снять свою кандидатуру, не дожидаясь очевидного проигрыша во втором туре.

Глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт, набравший в первом туре 35,62% голосов, уступил своему сопернику, первому зампреду комитета по охране здоровья Госдумы Сергею Фургалу, представляющему ЛДПР, менее 1%. Сейчас в регион направляется команда политтехнологов из Москвы, чтобы помочь губернатору одержать победу во втором туре. Помогут ли? Кампанию Вячеслав Шпорт, по словам источников в его окружении, практически не вёл, надеясь на автоматический выигрыш, ведь пять лет назад он в первом же туре получил 63% голосов. Однако, судя по всему, жители края устали от чиновника, возглавляющего регион с 2009 года.

Вот и глава Владимирской области Светлана Орлова в своей неудаче в первом туре виновата сама, полагает политолог Евгений Полковников. По его словам, «поле под губернаторские выборы было зачищено» – с помощью муниципального фильтра удалось не допустить до регистрации выдвинутого КПРФ популярного телеведущего и общественного деятеля Максима Шевченко. Тем не менее источник в центральном аппарате «Единой России» поясняет: Орлова так и не смогла стать для региона «своей» – её резкая, а зачастую просто агрессивная манера общения не прибавила ей поддержки среди региональных элит. В итоге во втором туре ей придётся бороться с местным либерал-демократом Владимиром Сипягиным.

Отдельная история с главой Приморья Андреем Тарасенко. Тут не приходится говорить об усталости населения или о накопившихся проблемах в отношениях губернатора и местных элит – Тарасенко был назначен Путиным врио губернатора всего лишь в октябре прошлого года и, по мнению экспертов, в целом с ситуацией в регионе справлялся. До победы в первом туре ему не хватило совсем чуть-чуть – Тарасенко набрал 46%, его ближайший соперник, коммунист Андрей Ищенко, – 24%. То есть избирателям, вероятно, не понравился сам факт принадлежности кандидата к властной элите. А это уже серьёзный сигнал для Москвы. В ходе прошедшего на прошлой неделе во Владивостоке Восточного экономического форума с Тарасенко встретился Владимир Путин. Это в регионе расценили как безусловную поддержку президентом кандидата от партии власти.

Партия отдувается за премьера

Пенсионная реформа стала мощным ударом по рейтингу «Единой России». Именно ей пришлось отстаивать необходимость повышения возраста выхода на отдых в Госдуме, в том числе в ходе транслировавшихся на всю страну парламентских слушаний. Понимая, чем это им грозит, депутаты постарались снять с себя часть ответственности за непопулярную меру, запросив мнение региональных парламентов, таким образом перенося на них часть ответственности. Однако от этого стало только хуже. Одно дело, когда за непопулярную реформу голосует какой-то депутат в Госдуме, и совсем другое, когда то же самое делает твой местный депутат, а через месяц после этого призывает тебя проголосовать уже за него самого.

В результате именно на выборах в региональные парламенты «Единую Россию» ожидали самые неприятные сюрпризы. В Ульяновской и Иркутской областях, а также в Хакасии «Единая Россия» потеряла большинство в заксобраниях, проиграв КПРФ как по спискам, так и в одномандатных округах. Ещё в семи регионах единороссы, уступив коммунистам по спискам, всё же смогли получить большинство за счёт прошедших одномандатников, однако в Забайкалье и Владимирской области перевес у единороссов оказался минимальным. Это вряд ли можно назвать чистой победой, считает наш источник в руководстве «Единой России». «Многие кандидаты от партии в одномандатных округах скрывали во время избирательной кампании, что именно «Единая Россия» их выдвинула, – делится он своими наблюдениями. – Это же просто удар по имиджу партии!» Вдобавок практически во всех регионах результаты партии власти оказались гораздо скромнее, чем пять лет назад, что свидетельствует о падении популярности самой партии, а не отдельных кандидатов. В Ульяновской области пять лет назад «Единая Россия» набрала 57%, а сейчас – чуть больше 30%. На 20% снизился результат партии не только в уже упоминавшейся Хакасии, но и в Ивановской и Кемеровской областях. И даже в стабильной Башкирии единороссы хоть и сохранили большинство, но набрали при этом на 15% меньше, чем пять лет назад. Зачастую местные власти своими действиями лишь усугубляли ситуацию, считает политолог Александр Кынев. Так, в Забайкалье усилиями местных властей до выборов были не допущены партии «Родина» и «Правое дело». Если бы в бюллетене было больше небольших партий, они бы «растащили голоса друг у друга», полагает эксперт. В итоге, по словам Кынева, «меньше было бы у коммунистов, а отрыв «Единой России» был бы больше, она получила бы больше мест за счёт тех, кто не прошёл барьер». Ответственных за выборы сотрудников краевой администрации он назвал идиотами.

Протест для выпуска пара

Очевидно, что оргвыводы по итогам избирательной кампании последуют, однако одними выговорами и отставками в данном случае не обойтись. Партии придётся привыкать к снижению собственной популярности и удовлетворяться результатом в районе 30%, полагает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

Многие наблюдатели полагают, что дополнительным фактором, снизившим результаты кандидатов от партии власти, стала серия протестных митингов, которые прошли одновременно с выборами более чем в 70 городах страны. В большинстве случаев митинги были не согласованы местными властями и закончились задержаниями протестующих. Рекордсменом на этот раз стал Санкт-Петербург, где было задержано более 300 человек. Однако политтехнолог Владимир Перевозчиков считает: если бы целью организаторов было именно снижение результатов партии власти, то митинги имело бы смысл проводить накануне голосования, 8 сентября. «Тогда можно было бы разозлить людей, чтобы они пошли на выборы протестно голосовать, а сейчас они выразили гнев на площади и разошлись по домам, а власть свои проценты в итоге получает», – считает эксперт.

Версия ру