Счетная палата выявила миллиардные нарушения при расходовании средства Минобрнауки. Бывший министр Ливанов успел наследить перед уходом?

Сразу после назначения в августе прошлого года новый министр образования Ольга Васильева затеяла в ведомстве ревизию расходования средств. Похоже, что проверка, как и на что тратились деньги, дает свои плоды до сих пор.

По итогам аудита, проведенного Счетной палатой, стало известно, что бюджетная отчетность Минобрнауки может считаться недостоверной, узнал корреспондент The Moscow Post. По данным СП, ведомство неправомерно истратило 2,2 млрд рублей на модернизацию подведомственных учреждений.

В частности, из этих денег 240 млн рублей получил Псковский госуниверситет. На них в Кабардино-Балкарии был куплен участок земли с незавершенным объектом строительства. Необходимое одобрение властей ВУЗ на эту покупку, конечно, не получал.

Еще 1,6 млрд рублей министерство некорректно распределило между регионами в качестве субсидий на создание условий для занятия физкультурой в сельской местности. Сюда можно «приплюсовать» также и 0,8 млрд рублей, в нарушение установленных правил розданных субъектам РФ на мероприятия «по разработке и распространению в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий», говорится в заключении аудиторов.

В отчете СП содержатся примеры трат, которые очень напоминают коррупционные сделки. Например, Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии и Российский химико-технологический университет им. Менделеева получили по 4 млн рублей за работу, которая в реальности выполнена не была.

Кроме того, вопрос, куда делись деньги, возникает и относительно розданных талантливым студентам грантов. Согласно указу Президента РФ, гранты должны были получить 2,4 тысячи студентов. Соответственно, для молодых талантов из бюджета были выделены средства. Но по факту гранты были выплачены всего 1172 людям. Сейчас бесполезно говорить о том, что Минобрнауки, возможно, лишило кого-то его будущего, а страну — энного количества образованных специалистов.

Интересно другое: казалось бы, если гранты получили чуть меньше половины, то примерно в таких же пропорциях должно было быть потрачено и средств. Но на этих студентов пришлось всего 102,8 млн рублей — 26,8%. Где, спрашивается, остальные деньги?

А фонду «История Отечества» вообще не досталось ни рубля из положенных 100 млн рублей!

Выискалась в отчете Минобра и своеобразная «мертвая душа». Ведомство перечислило без малого 4 млн рублей Московскому авиационному институту на обеспечение деятельности уполномоченного по правам студентов. Однако в уставе самого МАИ вообще нет такого вида деятельности, а занимающий на общественных началах эту должность Артем Хромов рассказал, «что ни за один день работы ни рубля не получил, к глубочайшему сожалению».

Заказы — «своим»?

Вчитавшись в документы министерства образования, Счетная палата обнаружила, что ведомство провело пять госзакупок на общую сумму более 49 млн рублей с возможным конфликтом интересов. В конкурсах победило некое ООО «Центр развития науки», которым в свое время руководила бывшая глава правового департамента Минобрнауки Марина Лукашевич.

Более того, на сайте ФЦП Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» говорится, что эта контора ежегодно с 2014 года выигрывала тендеры министерства. Можно ли это расценивать в качестве процветающей в ведомстве коррупции?

Марина Лукашевич — вообще занятный персонаж. Ее еще в 2013 году прочили на высокую должность статс-секретаря — замминистра. Но, видимо, то ли влияния не хватило, то ли нашлись люди поспособнее… то ли тогда в этом не было необходимости, ведь ведомство в то время возглавлял Дмитрий Ливанов.

Когда Ливанова сменила Ольга Васильева, кандидатура Лукашевич с числе других снова рассматривалась на пост замглавы ведомства. Ранее в СМИ появилась информация, что на этот Лукашевич якобы лоббировала «социальный» вице-премьер Ольга Голодец.

Ольга Голодец

Сама Голодец эту информацию называет не соответствующей действительности. Однако у сплетников есть версия, зачем вице-премьеру все же может быть необходим свой человек в Минобрнауки.

Нужен был «уборщик»?

Больше четырех лет министерство возглавлял Дмитрий Ливанов. 2016 год стал «переходным», так как в кресле министра успели посидеть два человека. Теперь осталось разобраться, кто ответственен за допущенные в 2016 году многочисленные нарушения.

Злые языки поговаривают, что все дело в том, что Ольга Васильева разгребает завалы, оставшиеся после господина Ливанова. Но итогом генеральной уборки, возможно, станут уголовные дела.

Сразу после прихода на должность Васильева обратилась в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку расходования министерством бюджетных средств. Прокуратура, как стало известно в марте, нашла много интересного, например, хищения на 127 млн рублей.

По мнению надзорного ведомства, такой ущерб для государства повлекли действия уже бывшего главы департамента науки и технологий Сергея Салихова и его зама Алексея Антропова.

Ольга Васильева

Оказалось, 74 млн рублей департамент науки перечислил в виде субсидий компаниям, а потом расторг с ними договоры из-за якобы некачественно выполненных работ. Но средства «уплыли».

Еще 53 млн рублей из Минобрнауки «испарились» на создание устройства для дистанционной беспроводной диагностики организма человека. исполнителем проекта выступил Московский физико-технический институт. Однако генпрокуратура выяснила, что контракт был расторгнут, проект на деле не реализован, а деньги обратно в министерство уже не вернулись.

Салихов был назначен главой департамента при Ливанове, а уволился на фоне скандала с хищениями.

Когда в министерском кресле сидел господин Ливанов, гуляли неослабевающие слухи, что у министра есть «крыша» в виде социального вице-премьера Ольги Голодец. Более того, недоброжелатели распространяли сплетни, что научно-образовательный бюджет они «пилят» на пару.

В 2013 году, например, депутаты Госдумы заинтересовались основаниями, на которых Ливанов выделил 9 млрд рублей для продвижения 15 российских вузов в мировых рейтингах. Что примечательно, из 15 высших учебных заведений не все в принципе попали в мировой рейтинг, а сам конкурс на распределение огромной суммы проводился в закрытом режиме.

Хотя проект «5-100», о вхождении к 2020 году не менее пяти российских вузов в первую сотню лучших действительно есть, в 2013-2015 годах Ливанов на эти цели получил почти 30 млрд рублей. Какими результатами тогдашний министр мог похвастаться? В рейтинг ARWU тогда не попал ни один российский вуз, а из восьми высших учебных заведений РФ, представленных в QS WUR половина вообще потеряла свои позиции.

Так на что же господин Ливанов деньги тратил и по какому принципу раздавал миллиарды? Поговаривают, что тогдашний глава Минобрнауки предпочитал «одаривать» вузы по степени близости ректоров к своей персоне. Недоброжелатели также предполагали, что некий процент от этих сумм мог возвращаться лично в карман к Дмитрию Викторовичу.

История повторяется?

Может быть, Дмитрий Викторович к хищениям в министерстве науки не имеет никакого отношения. Но тога можно было сказать, что Ливанов с незавидным постоянством оказывается не в том месте и не в том времени. Стоило ему стать проректором Московского института стали и сплавов, как через некоторое время обнаружились хищения 57 млн рублей, выделенных на реконструкцию здания МИСиС!

Дело потом просто прикрыли, но «недоказанность» тут ни при чем. Просто вся финансовая документация была утеряна. а ведь может сложиться превратное впечатление, что хищения обнаруживаются как раз там, где успел поруководить господин Ливанов.

Но и у социального вице-премьера есть свои «достижения». Чего, к примеру, стоит идея Ольги Голодец выдать Минобрнауки в 2014 году 300 млн рублей на защиту заданий ЕГЭ от хакерских атак? Правда, как выяснилось, ни хакеров, ни, соответственно, хакерских атак вообще не было.

Не исключено, что на должность замминистра Марину Лукашевич лоббировали Ливанов и Голодец. Есть версия, что делалось это единственно затем, чтобы при обнаружении очередных хищений высокопоставленная чиновница смогла бы отвести удар от своих покровителей, а заодно у госпожи Голодец был бы «свой» человек в ведомстве.

Так это или нет, предстоит выяснять правоохранителям. Но проверка Генпрокуратуры и Счетной палаты может вновь сделать фамилию Ливанова медийной. Вот только вряд ли Дмитрию Викторовичу такая известность придется по вкусу.