Партнер олигарха и владельца «Новатэк» Михаила Михельсона – Иосиф Левинзон ушел из газовой компании. Эксперты связывают «побег» топ-менеджера с открывающимся для Михельсона рисками.

Господин Михельсон, всегда остававшийся в тени – с недавнего времени богатейший бизнесмен России и один из «королей госзаказа». Теперь на Леониде Викторовиче и его лоббистах сосредоточились взгляды борцов с коррупцией и правоохранительных органов.

Неформально главной причиной его ухода из правления «Новатэка» стала его занятость, лоббистская деятельность и непосредственное участие в ряде перспективных проектов в Бурятии и ЯНАО.

Интересно, что он покинул правление еще до Нового года, хотя его фамилия до сих пор значится на официальном сайте холдинга.

Господин Левинзон продолжит оставаться в компании в качестве советника.

«Советы Левинзона»

Господин Михельсон сколотил свое более чем миллиардное состояние традиционными для России методами. По информации ряда СМИ, он использовал связи своего друга, некогда занимавшего должность вице-губернатора ЯНАО Иосифа Левинзона, для получения лицензий на газовые месторождения, привлечения все новых активов, «разборок» с крупными компаниями и «отмазки» от налоговиков.

А вице-президент ЮКОСа Леонид Симановский «прикрывал» Михельсона в бизнес-среде. Услуги Левинзона и Симановского вряд ли были бесплатными. Левинзон вообще поистине сказочно разбогател на «Новатэке»: по некоторым сведениям, его состояние больше, чем у Михельсона – оно приближается к 1,5 млрд. долл. Так что, судя по всему, Михельсон и его подручные знают хорошо.

Так, с деятельностью главы «Новатэка» на Ямале связано немало других громких инцидентов. Здесь стоит вспомнить скандал, связанный с историей, когда, продавая «Лукойлу» 66% работающей в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) компании «Геойлбент», Михельсон, по мнению экспертов, лишь изображал видимость тендера.

Тогда эта сделка по решению Андроповского районного суда Ставропольского края была заблокирована по иску Broadwood Trading & Investments (на тот момент владел 34% акций «Геойлбента»).

Невзирая на решение суда, Михельсон продал 66% акций «Геойлбента» «Лукойлу». А вместе сними и доказанные запасы «Геойлбента» в размере 34,2 млн тонн нефти (прогнозируемые — в 70 млн тонн).

Ходят слухи, что Михельсон осуществил эту сделку в обход решения суда с помощью своего друга — вице-губернатора ЯНАО Иосифа Левинзона. Причем, есть мнение, что Левинзон получил от Михельсона неплохой «откат». Кстати, вскоре Левинзон занял пост зампреда правления «Новатэка», что лишний раз доказывает слухи о «коррупционной связи» Левинзона и Михельсона.

По всей видимости, глава «Новатэка» зачастую использует свои «взаимовыгодные» связи с чиновниками, чтобы развивать свой бизнес. Едва ли подобную практику можно назвать законной.

Новый лоббист?

В конце 2015 года замглавы Минприроды Денис Храмов ушел «на службу» в «Новатэк». Эксперты говорят, что чиновник будет заниматься продвижением компании в госорганах. Храмов, с 2011 года занимавший пост замминистра, станет зампредом правления «Новатэка». Займется Храмов новыми проектами компании на полуострове Гыдан.

Иосиф Левинзон, партнер Михельсона и сооснователь «Новатэка»

Отметим, что в ведении чиновника в Минприроды находились два департамента — экономики и финансов, а также регулирования недропользования.

Ходят слухи, что Храмов неформально, как служащий, регулирующий недропользование, помогал структурам «Новатэка», за что и получил должность. Господин Храмов был одним из ключевых замов Сергея Донского и входил в команду министра.

Эксперты говорят, что «Новатэк» выстроил целую структуру по лоббированию своих интересов. Так, в Челябинской области после прихода к власти губернатора Бориса Дубровского произошла целая череда рейдерских захватов. К примеру, в феврале 2015 года рейдеры пытались захватить ЗАО «Челябинский опытный завод». Также недавно захватчиками был атакован горнолыжный комплекс, расположенной в окрестностях Кыштыма.

При этом в рейдерстве замечены как местные коммерсанты, так и крупные федеральные игроки. Так, ООО «НОВАТЭК-Челябинск» (100%-ное дочернее общество ОАО «Новатэк») недавно отметилось атакой на ОАО «Ашинский химический завод» (АХЗ), а его хозяин и одновременно генеральный директор Валерий Алешкин был арестован.

28 мая 2015 года задержанный в московском аэропорту директор Златоустовского электрометаллургического завода (ЗЭМЗ) Дмитрий Герасименко был этапирован из Москвы в Челябинск. Считается, что этот топ-менеджер также был задержан в интересах структуры «Новатэка».

Бизнесмены ситуацию и влияние «Новатэка» объясняют тем, что председатель правления ООО «Новатэк» Леонид Михельсон находится в стратегическом союзе с владельцем ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) Виктором Рашниковым. «Новатэк» занимается поставкой природного газа с целью обеспечения текущей деятельности и развития Группы ММК.

Леонид Михельсон, глава «Новатэк»

А новый губернатор Борис Дубровский ранее трудился в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Все дело в том, что с мая 2011 года по 15 января 2014 года нынешний глава Челябинской области был генеральным директором ММК.

Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев также оказался заподозрен в лоббизме интересов основного акционера «СИБУРа» Леонида Михельсона. Это лишний раз доказывает слухи о «коррупционной связи» Левинзона и Михельсона.

Фактор Тимченко

Михельсон смог сохранить свой бизнес только благодаря тому, что отдал долю в «Новатэке» Геннадию Тимченко. Принадлежащий последнему фонд Volga Resources довел свою долю в «Новатэке» до 18,2% акций (13,13% акций Тимченко приобрел у компании Cartagena Development Inc), и теперь его пакет превышает долю менеджмента компании. Это был обмен активами — Тимченко продал дешевле рынка 51% акций «Ямал СПГ» компании Михельсона и за счет этого увеличил свою долю в «Новатэке». Леонид Михельсон был вынужден включить Тимченко в совет директоров компании.

Данная сделка, по мнению аналитиков, означает установление стратегического контроля государства над «Новатэком». А для улучшения имиджа «Новатэка» и «близости» к государственным элитам в феврале 2010 года в компанию перешел работать старший сын экс-президента «Роснефти» Алексей Богданчиков.

Но теперь господин Михельсон – одна из самых ярких личностей бизнес-среды. Эта популярность ему не нужна. Миллиардер потихоньку уводит своих прежних лоббистов из компании. В первую очередь, Левинзона.